Вернуться на главную

Что такое пинхол?

Автор: Дудникова Мария

Пинхол-камера, или просто пинхол — это фотографическая камера без линз, где в качестве объектива используется небольшое отверстие. Это исчерпывающее описание технического устройства, но оно совершенно недостаточно для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Слово «пинхол» в связи с фотографированием впервые употребил шотландский физик Дэвид Брюстер (David Brewster) в книге «Стереоскоп: его история, теория и конструкция» (1856). В этой книге, среди прочего, Брюстер выражает уверенность в том, что с развитием фотографической химии и ростом чувствительности фотоматериалов камера без линз, с одним только пинхолом, станет любимым инструментом фотографа. Брюстер считается первым, кто применил малое отверстие к фотографированию.

Обратите внимание, Брюстер — не пионер фотографии. К пятидесятым годам девятнадцатого столетия фотография была не только уже изобретена, но и достигла определённого уровня совершенства. Для того чтобы стало возможным применять примитивную технику, светопись должна была достаточно усовершенствоваться. Таким образом, широко распространённое убеждение в том, что пинхол — первая фотографическая камера ошибочно. Изобретатели фотографии ни в своих первых опытах, ни когда-либо позже не использовали камеру с отверстием вместо линзы. Пинхол-камера, хоть и не была первой фотокамерой, но благодаря древности природного явления, составляющего принцип работы любого фотографического аппарата, начало фотографии можно отодвинуть вглубь истории, по крайней мере, к четвёртому веку до н. э. Самое раннее упоминание принципа обскуры мы встречаем в приписываемых Аристотелю «Проблемах» (ок. 350 г. до н.э.) — своеобразном каталоге неразрешенных на тот момент вопросов, где, между прочим, описывается несколько случаев наблюдения Солнца и солнечных затмений. В одном месте автор задаётся вопросом о том, почему солнечный свет, пройдя сквозь прямоугольное отверстие, формирует изображение круглого Солнца. В другом — ещё один нерешённый вопрос: «Почему при затмении солнца, если его наблюдать через сплетенные пальцы рук или листву деревьев, лучи образуют на земле полумесяц? Не связано ли это с тем же принципом, что и образование изображения в виде круга при прохождении солнечного света через небольшое прямоугольное отверстие?».

К тому моменту, когда камера-обскура получила своё имя, она уже использовалась исследователями и шарлатанами и успела усовершенствоваться: приобрела компактную конструкцию и линзу вместо отверстия. Именно о такой камере идёт речь, когда вспоминают первые опыты изобретателей фотографии.

На протяжении всей своей истории обскура по мере приспособления к различным нуждам получала особые названия: камера-клара, рефлекс-камера и др. Приспособленную к фотографированию обскуру стали называть фотокамерой. За особым видом фотокамеры закрепилось название пинхол.

Пинхол-фотография стала популярна в 90-х годах XIX века. В Европе, США и Японии продавались камеры, выпускались специальные наборы для съёмки и печатания фотографий, создавались общества, издавались книги.

Появившиеся в начале двадцатого века в России пособия по безлинзовой фотографии обходились без специального термина для камеры. Потом, благодаря переводной литературе в ходу было слово «стеноп». Это слово вышло из широкого употребления вместе с постепенным забвением (не только в России, но и в Европе, Америке и Японии) безлинзовой фотографии, о которой вспоминали, разве что, в дидактических целях. В шестидесятых годах прошлого века усилиями энтузиастов в Западной Европе начинается возрождение интереса к фотографированию без линз. Увлечение захватывает всё более широкий круг фотографов и в семидесятых годах достигает Соединённых Штатов Америки, откуда позже, в последнее десятилетие двадцатого века, приходит в Россию. Приходит вместе с этим словом — «пинхол».

Фото сделанно на пинхолкамеру с цветной пленкой Фото сделанно на пинхолкамеру с цветной пленкой

Фото сделанно на пинхолкамеру с черно-белой пленкой Фото сделанно на пинхолкамеру с черно-белой пленкой

Теперь, зная чудесные возможности камеры-пинхол и её историю, воспользуйтесь мастер-классом от Журнала ФОТОSHOP для тех, кто хочет фотографировать, несмотря ни на что.

Оригинал статьи

Так что же такое пинхол, кроме того, что это простая коробка с дыркой и фотоплёнкой внутри?

Пинхол — это игрушка. Игрушка — это источник радости. Радость, почти целиком принадлежащая автору пинхол-фотографии — это радость открытия. Фотографирующий такой камерой не творит, но познаёт. Познаёт по-детски (вернее, так, как взрослый представляет себе «по-детски»): без анализа, захватывая всю информацию целиком, не выделяя главного и второстепенного — бесконечная глубина резкости, которую даёт пинхол, как нельзя лучше подходит для этого.

Пинхол-фотографией занимаются исключительно для удовольствия и развлечения. Способность игрушки доставлять радость почти никак не связана со свойствами самой игрушки, но почти целиком зависит от фантазии играющего. Конечно, играть можно и хорошей современной камерой, но разница между ней и самодельной пинхол-камерой ровно такая же, как между ходящей и говорящей куклой и связкой соломы, обёрнутой простой тряпкой: кукла-робот сама стремится играть, а современная камера «умнее» фотографа, и норовит сама решать, что и как фотографировать. Иными словами, современная камера, предоставляя несомненные удобства в съёмке, сводит к минимуму участие фотографа в процессе получения снимка.

Пинхол-фотография — занятие для любителя. Трудно представить фотографа, снимающего пинхолом работающим в какой-нибудь коммерческой сфере, скажем, в рекламе: невозможно выполнить пожелания заказчика, невозможно предсказать результат (результат, как и в научном исследовании можно только предполагать). Заказчик никогда не будет знать заранее, за что он платит деньги, он всегда будет покупать кота в мешке. Понятно, почему пинхол-фотографией занимаются энтузиасты. Но непонятно, почему энтузиасты предпочитают всем достижениям технического прогресса простую коробку с дыркой. Отчасти это можно объяснить особенностями картинки получаемой с помощью пинхол-камеры: уже упомянутая бесконечная глубина резко изображаемого пространства и ортоскопичность изображения, которая сохраняется даже при очень широком поле зрения.

«Ахиллесова пята» пинхол-фотографии — в том, что это «искусство для своих», для «тех, кто понимает» или, хотя бы, сочувствует. Большинство причин, по которым некоторые из фотографов увлекаются пинхолом, к фотографии как таковой прямого отношения не имеют, носят характер скорее психологический, очень индивидуальны, то есть, в каждом конкретном случае — свои. Тем не менее, можно обозначить и несколько общих причин.

Радость от вылазки на природу. Древность, натуральность принципа камеры-обскуры приобщают фотографа к природным стихиям. Фотографии получаются естественно и красиво как облака, гонимые ветром (понятно, кто-то увидит в облаке уточку и барабан, кто-то — признаки ухудшения погоды, а кто-то решит, что эти двое занимаются ерундой).

Радость самообразования. Для того чтобы изготовить фотокамеру и делать ею снимки надо кое-что знать. Необходимы некоторые теоретические и практические навыки. Фотографирование самодельной камерой требует знания основ фотографии: в такой камере нет никакой автоматики — выдержку, то есть время, на которое вы пускаете внутрь камеры свет, придется определять самостоятельно.

Радость познания. Проектирование своей камеры — отличный повод расширить кругозор, найти применение знаниям, полученным в школе, институте или библиотеке, научиться находить нужную информацию, то есть приобрести навыки, полезные в любой области деятельности. Радость труда. Изготовление камеры по собственному проекту дает возможность применить и развить умение что-то делать своими руками. Радость творчества. Если вы сами разрабатываете и строите свою камеру, вы не привязаны к стандартным фотографическим форматам. Вы можете придумать камеру, исходя из того, какой вы задумали свою будущую фотографию.

Ответ на вопрос «зачем пинхол?» — скорее поэзия, нежели ясное изложение причин. О вескости этих причин мы можем судить лишь по косвенным признакам, например по тому, как и сто лет назад, вновь выпускаются коммерческие камеры, издаются книги, организуются объединения любителей и устраиваются выставки.

   

Генеральный партнер

Последние работы

Партнёры фестиваля